Наставник. Введение в профессию.
Что такое наставничество?
- Цели наставничества, роль в системе обучения компании.
- Польза тренерства/наставничества для компании, для линейных руководителей, для начинающих специалистов.
- Забота и развитие персонала, как основной инструмент повышения качества обслуживания.
- Кто может быть наставником. Личность, качества, основные навыки тренера/наставника. Портрет эффективного тренера. Ключевые компетенции тренера.
- Разработка системы наставничества как проектное сотрудничество.
- Кого взять в команду: основные участники и зоны ответственности.
- Ключевые вопросы для обсуждения при запуске наставничества.
- Способы организации эффективной работы группы.
- Как воспринимают информацию новые сотрудники?
- Особенности процесса передачи и усвоения знаний.
Виды обучения.
- Обучение на рабочем месте, обучение в классе, внешнее обучение;
- Собрание рабочего коллектива, как дополнительный инструмент передачи опыта;
- Делегирование, как способ развития подчиненных;
- Корпоративные развлекательные мероприятия, как инструменты развития подчиненных;
- Наставничество «в поле»;
- «+» и «-» различных видов обучения.
- Целесообразное планирование рабочего времени
Лидерство в работе наставника
- Характеристики и стили лидерства: директивный, побуждающий, поощряющий, делегирующий;
- Определение собственного стиля управления и повышение его эффективности;
- Личность руководителя как формального и неформального лидера;
- Ситуационное лидерство как основной инструмент в наставничестве;
Мотивация персонала в наставничестве
- Схемы мотивации. Материальное и нематериальное стимулирование сотрудников;
- Выяснение факторов, мотивирующих подчиненных. Правила построения мотивирующих указаний;
- Мотивация на выполнение плана и спецзадач. Мотивация для продвижения текущих акций;
- Мотивация на обучение;
- Мотивация на собраниях;
- Индивидуальная мотивация;
- Цели, которые могут быть поставлены перед сотрудниками;
- Действия руководителя при снижении эффективности сотрудника;
- Эффективная обратная связь;
Руководитель/Тренер/Наставник
- Схемы мотивации. Материальное и нематериальное стимулирование сотрудников;
- Цели наставничества, роль в системе обучения компании;
- Польза наставничества для компании, для линейных руководителей, для начинающих специалистов. Забота и развитие персонала, как основной инструмент повышения качества обслуживания;
- Кто может быть наставником. Личность, качества, основные навыки наставника. Портрет эффективного наставника. Ключевые компетенции наставника;
- «Моя зона роста» - каждый участник оценивает себя и определяет в каком направлении стоит расти ему;
Специфика передачи опыта от наставника к новому персоналу
- Особенности процесса передачи и усвоения знаний у взрослых людей;
- Мотивация на развитие и изменения;
- Мотивационные роли наставника;
- Мотивационные зоны;
- Матрица «квалификация-мотивация»;
- Мотивация от- и к-;
- Базовые и дополнительные опции в обучении и развитии;
- Возможные формы нематериальной мотивации;
- Проектное задание «План вхождения новичка в должность. Содержание программы адаптации»;
Управление групповой динамикой
- Эффективное взаимодействие с коллегами. Повышение мотивации аудитории;
- Управление групповыми процессами;
- Этапы развития группы. Критерии перехода группы с этапа на этап;
- Работа с сопротивлением в коллективе: способы утилизации антилидеров, ответы на каверзные вопросы, реагирование на агрессию;
- Средства создания и поддержания рабочей психологической атмосферы в коллективе;
- Техники «размораживания» группы;
- Инструменты наставничества. Коучинг в наставничестве
- Использование элементов коучинга в наставничестве;
- Структура разговора с подопечным по модели GROW;
- Правила конструктивной и развивающей обратной связи;
- Рефрейминг. Виды рефрейминга;
Внутренний тренер.
- Имидж тренера и тренерские роли. Стили тренера.
- Специфика работы внутреннего тренера. Позиция тренера в компании.
- «Сгорание» и другие проблемы в работе тренера.
- Требования к эффективному тренингу.
- Бизнес-тренинг: основные понятия.
- Специфика тренинга как формы (метода) обучения.
- Технологии проведения тренинга: основы управления группой. Тренерский инструментарий.
- Этапы развития группы. Критерии перехода группы с этапа на этап. Работа с сопротивлением в группе: способы утилизации антилидеров, ответы на каверзные вопросы, реагирование на агрессию.
- Средства создания и поддержания рабочей психологической атмосферы в коллективе.
- Работа с трудными участниками. НЛП.
- Базовые элементы тренинга. Тренерский инструментарий.
- Техники «размораживания» группы.
- Демонстрация навыка.
- Методы активизации группы и участников. Ролевые игры.
- Моделирование («проигрывание») ситуаций.
- Кейсы как элемент тренинга.
- Отработка и закрепление представленной информации и навыка.
- Получение и предоставление обратной связи.
- Использование технических средств обучения.
- Эффекты и результаты групповой работы.
- Тренинги по коммуникативным навыкам.
- Специфика внутрифирменной коммуникации.
- Элементы тренинга коммуникативных навыков.
Технологии создания тренинга.
- Формирование программы обучения под необходимые навыки.
- Базовые и дополнительные опции в обучении и развитии;
- Возможные формы нематериальной мотивации. Способы материального стимулирования;
- Проектное задание «План вхождения новичка в должность. Содержание программы адаптации».
- Как представить преимущества тренинга и формат тренинга участникам?
- Цели и результаты тренинга.
- Формирование навыка как основная задача тренинга.
- Модельные сессии по формированию навыков.
- Проектирование упражнений на формирование навыка.
- Тренинг по повышению качества обслуживания: методические аспекты тренинга.
- Проектирование и реализация тренинговых модулей в данной области.
- Структура тренинга. Проектирование тренинга.
- Проектирование упражнений. Создание упражнений под бизнес-задачу.
- Рождение тренинга как творческий процесс и изобретение. ТРИЗ.
- Проектирование тренингового модуля.
- Элементы тренинговой сессии (динамика форм и методов работы).
- «Скелет» и «мясо» тренинга.
- Проектирование целостного тренинга. Структура тренинга.
- Упражнение по созданию элементов тренинговых программ (дизайнов) участниками тренинга.
- Оформление программы (дизайна) тренинга.
- Создание (разработка) раздаточных материалов.
- Система тренинговой деятельности в организации: от потребности до отчета.
- Тренинговый цикл: до и после тренинга.
- Как появляется потребность в тренинге? Профиль компетенций.
- Исследование (выявление) потребностей в обучении: технологии и опыт.
- Консультационная компетентность тренера.
- Тренинговые и нетренинговые решения.
- Диагностические процедуры и упражнения в бизнес-тренинге
- Групповая и индивидуальная самодиагностика.
- Диагностика в тренинге: методический аспект.
- Подготовка отчета о тренинге.
- Обратная связь руководителю подразделения.