Особенности поведения человека в зависимости от порядка рождения.

Главная / HRhub / Особенности поведения человека в зависимости от порядка рождения.

Все мы родом из детства и поведение во взрослой жизни во многом определяется именно нашими детскими стратегиями. И не последнее местов этом играет порядок нашего рождения. Для подготовки этой статьи я использовала труды Альфреда Адлера. Эта статья не просто расскажет о том, как ведет себя человек родившийся первым или вторым, а как он может вести себя во взаимодействии с другими людьми, в частности на работе. 

Один из известных психоаналитиков Альфред Адлер заметил – даже если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — все это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей и как следствие на их дальнейшее взаимодействие с социумом.

По Адлеру, порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение. Он выделил охарактеризовал основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребенок по жизни в зависимости от порядка его рождения в семье.

Первенец (старший ребенок).

Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка, и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребенка и его взгляд на мир.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием.

В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает как правило заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берет инициативу в свои руки.
Такие дети во взрослой жизни очень ответственны. Они становятся хорошими управленцами и администраторами. Правда, в рабочих моментах есть свои нюансы. Например, старший ребенок имеет полное убеждение в том, что он самый лучший и недооценивает, что окружение и те, кто стоит за ним могут расти и развиваться. И этот момент часто играет с ним злую шутку. При таком восприятии окружающего мира он рискует однажды остаться не у дел. И немаловажно, что старшие дети относятся к своим сотрудникам, как к младшим братьям или сестрам и это тоже часто не в его пользу, так как может возникнуть момент далости и работа починенного выполняется руководителем (частая ситуация). 

Второй (средний) ребенок.

Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старших. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. 

Кроме того, средний ребенок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Но тем не менее, он, приученный заботиться о младшем, как правило не склонен вырастать эгоистом.

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. 
Есть, правда, несколько оговорок. Например, вторые дети чаще всего, соревнуясь со старшим, становятся в позицию революционеров. Они идут наперекор. В рабочей среде с одной стороны эта позиция помогает, но с другой - мешает. Так как вторые дети часто идут наперекор старшему, то есть руководителю, или еще хуже во взрослой жизни идут против системы - государства.  
Согласно современному подходу науки онтопсихологии, на первых и вторых детей нужно делить по половому признаку. Не важно каким родился мальчик первым или вторым, так как для родителей на психологическом уровне дети обоих полов - это новизна. А мальчик и девочка разные. Затем если появляются уже вторая девочка, или мальчик, то они становятся вторыми. Это важный момент, так как, когда в семье появляется вторая девочка, или мальчик, то они уже не несут той новизны, которую принес первый ребенок того же пола. Второй ребенок чувствует это и всеми силами еще с детства пытается выбить свое первенство соревнуясь со старшим. Ситуацию также усугубляет донашивание вещей, сравнение с первым и т.д. Говорят, что если бы Ленин не был вторым ребенком, он бы никогда не создал революцию. В работе вторые дети отличные инноваторы, стартаперы, они могут открывать новые рынки и отлично соревноваться за них. 

Последний ребенок (самый младший).

Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона», и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Еще с детства он учиться находить точки соприкосновения с окружающими, как договориться со старшим, а как с младшим, а как с мамой. Это любимчики. Обычно, их все любят и у них много друзей. Их легко узнать в команде, так как они всегда в центре внимания. Здесь очень важным моментом становится его развитие. Нередко последние дети добиваются всего за счет установления контактов, но профессионально не растут, так как надеятся на свое обаяние. Такое инфантильное отношение к жизни. Поэтому не смотря на обаяние стоит уделить внимание и профессиональным аспектам в работе с этим психологическим типом.

Единственный ребенок.

Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Единственные дети с детства воспринимают окружающий мир как свой. Они даже не задумываются о том, что есть кто-то еще, кто может прийти и забрать у них это. Они любят быть в центре внимания, но недооценивают среду, не обращают внимание на других, а это очень важно, особенно, если ты работаешь в коллективе. Единственные дети всегда будут пытаться быть лучшим для мамы/начальника.

Здесь описаны базовые вещи, они не являются догмами, но при работе с персоналом можно попробовать учесть и такой фактор, как порядок рождения. 

Подготовила Мария Савченко

Оставить заявку
Проверь себя!
Пройдите тест на владение теорией продаж, узнайте текущий уровень вашего отдела, подберите инструменты для развития навыков продаж
Пройти тест
Заказать тренинг

Заказать звонок