— Расскажите немного о себе: предыдущий опыт, какую должность занимаете сейчас, за что отвечаете.
— Меня зовут Зинаида Золина, я директор по персоналу в диджитал-агентстве IWILL. В масштабах больших корпораций наша компания небольшая, но среди своей ниши — не очень-то и маленькая, около 100 человек. Я отвечаю за все направления HR — это подбор, командообразование, развитие и обучение персонала и КДП. Я пришла в IWILL ещё на заре его существования 5 лет назад как менеджер проектов, но почти сразу стала так или иначе заниматься HR-направлением. Училась я на рекламе, HR осваивала дополнительно на курсах и самостоятельно, уже когда работала здесь.
— Расскажите подробнее об адаптации персонала. Зачем она нужна?
— Для нас очень важно, чтобы в коллективе была командная и дружественная атмосфера. Людям приходится действительно много работать и выкладываться на проектах, и без чувства плеча товарища это было бы невозможно для ребят. Программа адаптации направлена на то, чтобы погрузить новичков в наши корпоративные ценности, познакомить их с коллективом, помочь завязать отношения и понять, как что происходит, как организованы процессы.
Также есть и другая очень важная сторона программы адаптации. Мы, хоть и ходим по офису в носках, босиком или в домашних тапочках, говорим на модном в сфере сленге, проводим брейн-шторминги, брифуем креаторов и вообще модные ребята, при этом очень процессная компания. У нас чётко прописаны все бизнес-процессы, разделены сферы обязанностей, составлены регламенты ведения проектов и организации отдельных процессов в работе. Это довольно большой массив теоретической и практической информации, которую мы должны передать новичку, чтобы помочь ему освоиться в наших правилах.
— Как вы проводите адаптацию у себя в компании и почему именно так? Каковы этапы от начала и до конца?
— Как я уже упоминала, наша программа адаптации делится на две части.
Одна — это знакомство с коллективом, погружение в атмосферу агентства и присоединение к корпоративным ценностям. Вторая — обучение.
В первый день своей работы с новичком проводит вводную беседу кто-то из отдела персонала. На ней мы знакомимся, рассказываем друг другу о себе — и о профессиональном, и о личном немного. HR-менеджер рассказывает новому человеку об агентстве, его истории и корпоративных ценностях, а также описывает, что его ждёт на испытательном сроке и как будет организована программа адаптации.
На старте каждый новый сотрудник получает набор новичка. В него входит брошюра, где он может прочитать о компании, её истории, наших ценностях, структуре агентства и получить различную «прикладную» информацию — где оформиться в штат, куда пойти на перекур, а где можно поиграть в кикер или подтянуться на турничке, где пообедать, как уйти в отпуск или на больничный и т.д. А также в наборе «новобранца» мы дарим приятные сувениры — стильные фирменные стикеры и силиконовые браслеты.
Каждый вновь приходящий сотрудник прикрепляется к наставнику. Это, как правило, более опытный сотрудник из его отдела, иногда руководитель, но обычно нет. У каждого наставника есть программа развития своих подопечных, в которую входит не только период адаптации, но и дальнейшее развитие сотрудника. Наставник курирует свою команду в течение всего времени работы в компании. Во время адаптации наставник является для новичка человеком, которому можно задать любой вопрос в любой момент, начиная от организационных и заканчивая профессиональными.
Надо сказать, что, в общем-то, он может задать все эти любые вопросы любому коллеге, это негласное правило в сердце каждого в нашем агентстве. У нас никогда не отмахиваются от новичков. Но наставник — это тот, кто не только всегда готов помочь, но и сам отвечает за «своего» сотрудника.
Новичок также получает чек-лист с задачами, которые он должен выполнить, для того чтобы успешно пройти испытательный срок. Туда входят пункты вроде «оформиться в штат», «изучить регламенты», «пройти аттестацию». А ещё интересные.
Каждый новый сотрудник проходит квест новичка, в котором он должен по сути выполнить мини-проект, выступив как менеджер этого проекта вне зависимости от своей реальной роли в агентстве, а также ответить на несколько серьёзных и забавных вопросов об агентстве. Во время выполнения его человек, во-первых, в неформальной обстановке знакомится почти со всеми коллегами; во-вторых, на практике применяет процессы, которые установлены в агентстве; в-третьих, понимает, чем занимаются какие отделы.
Ещё все новички обязательно готовят небольшую самопрезентацию и выступают перед агентством во время одной из регулярных общих встреч. Презентация эта готовится в свободном формате. Чаще всего это слайды с устным рассказом о себе, но бывало, что люди сочиняли и пели песни, готовили видеопроекты и придумывали разные интерактивные выступления. Эти встречи всегда проходят очень тепло, и это помогает ребятам убедиться в том, что они попали в дружелюбный и безопасный коллектив. Ну, а «старичкам» — узнать что-то интересное о новом человеке, найти с ним какой-то неожиданный общий интерес и более непринужденно принять в коллектив.
Вторая часть программы адаптации — это обучение. Его проводит тренер из отдела HR и/или руководитель/наставник нового сотрудника. Часто в обучении участвует наш управляющий директор, который является главным носителем системности и структурности, на которых базируется работа нашей компании.
Обучение состоит из трёх частей. Это лекции, где мы объясняем человеку, как устроены бизнес-процессы в агентстве, а также самостоятельное изучение регламентов новичком. Потом — занятия-повторения, это как бы семинары, где мы углубляем и фиксируем знание и понимание. А третье — аттестация.
— С каким сложностями сталкиваетесь в процессе проведения адаптации?
— Самая большая сложность — это конфликт интересов HR-отдела на программе адаптации и «боевых» задач новичка. К сожалению, крайне редко получается вывести нового сотрудника в спокойное время и уделить 1-3 недели исключительно его обучению и адаптации. Обычно ребята сразу идут на рабочие проекты, а это довольно большой объём работы.
— Можете привести успешный пример адаптации сотрудников?
— Сложно выделить какой-то отдельный пример, все наши сотрудники успешно адаптируются. Могу только сказать, что по уровню мотивации, вовлечённости в работу, погружённости в нашу атмосферу и корпоративные ценности, по знанию и умению применять наши регламенты, да и просто по тому, насколько ребятам комфортно у нас работать, я вижу, какая колоссальная разница между теми, кто пришёл, когда у нас появилась программа мотивации, и теми, кто приходил до неё. И сами люди очень довольны, я часто слышу от них положительные отзывы о нашей системе, ребята говорят, что не сталкивались с таким раньше и очень рады такой встрече.
— Что бы вы порекомендовали своим коллегам, которые хотят внедрить процесс адаптации у себя в компании?
— Прежде всего, надо понимать, что адаптация — это часть системы мотивации. От того, как человека встретят в компании, что он увидит в самом начале, зависит весь его дальнейший настрой на работу. Поэтому не стоит недооценивать важность этого этапа работы сотрудника.
Также очень важно не «жалеть» новичка, а наоборот, на испытательном сроке максимально завалить его всем самым страшным, с чем ему предстоит столкнуться в дальнейшем в работе. Ведь испытательный срок нужен и компании, и сотруднику. Чем дольше он работает, тем ему психологически сложнее уйти, на начальных этапах это гораздо легче, если он поймёт, что его что-то не устраивает. А давая на испытательном сроке сниженную нагрузку и предъявляя пониженные требования как к новичку, мы рискуем получить незамотивированного и недовольного сотрудника, когда на него свалится реальность, но уйти ему будет с каждым днём всё сложнее.
Беседовала Мария Савченко