Как построить корпоративную культуру без морализаторства. Интервью с директором по персоналу Вадимом Фомичевым.

Главная / HRhub / Как построить корпоративную культуру без морализаторства. Интервью с директором по персоналу Вадимом Фомичевым.

Дружеская беседа вместо “черного ящика”,
или как построить корпоративную культуру без морализаторства.

На днях мы взяли интервью у директора по персоналу компании“Тайпит” ( одного из наших прекрасных клиентов), Вадима Фомичева, чтобы узнать, на чем строится корпоративная культура одного из лидеров на рынках офисных кресел, отопительного, компьютерного, электрического и электроустановочного оборудования. Подняли важную тему роли "анонимных сообщений" в построении здорового коллектива - когда любой человек в компании может высказаться о волнующих его вещах. Всё это хорошо в теории, но что же мы имеем на практике? 

Вадим, расскажите о том, как в вашей компании поддерживается общий корпоративный дух? Проводите совместные мероприятия, праздники?

Добрый день. Отвечая на Ваш вопрос, важно сразу понять, что именно мы подразумеваем под «корпоративным духом». Этот, казалось бы, простой вопрос ставит очень многих людей в тупик. Я считаю, что корпоративный дух – это система ценностей и взглядов, объединяющая коллектив, делающая его таким, какой он есть. Есть компании «в стиле фанк», есть - «военные», есть - «семейные»… Тайпит развился на базе более опытной компании, очень многое от этой компании получил, но, безусловно, первые тайпитовцы, объединившие под своими знамёнами коллектив, привнесли в компанию что-то своё. В итоге наш корпоративный дух – это коктейль из позитивного отношения к жизни и работе, взаимоуважения, взаимопомощи, лидерства и, как бы пафосно это ни звучало, служения компании. У нас очень много сотрудников, которые работают у нас годами и ценят коллектив не менее, а, зачастую и более, чем деньги, которые они получают за свою работу. Так вот. Наш корпоративный дух мы стараемся поддерживать каждый день, постоянно, просто своими делами, своим поведением, да просто тем, что улыбаемся каждому встреченному сотруднику. Вы правы в том, что корпоративные мероприятия являются важной частью корпоративной культуры. Компания совершенно умышленно тратит немалые деньги, принимая участие в организации этих мероприятий. Мы считаем, что «положительно заряженный» сотрудник – гораздо эффективнее своего унылого коллеги. Формат праздников бывает самый разный. Мы приветствуем инициативу на местах. У нас весёлый коллектив и люди готовы собираться часто. Но обратите внимание на то, что я сказал «организация принимает участие», но не полностью организовывает эти мероприятия. Зачастую сотрудники сами организовывают мероприятия – скидываются, декорируют офис, придумывают программу или пробуют какие-то иные форматы вроде коллективных уроков кулинарного искусства или турнира по кёрлингу. Даже на самом официальном мероприятии – Дне Компании, где обязательно высшим руководством вручаются корпоративные награды лучшим сотрудникам, есть место творческой инициативе коллектива. В последнее время мы почти отказались от приглашения на корпоратив профессиональных артистов. Вместо этого мы восхищаемся фееричными номерами, подготовленными сотрудниками. Поверьте, процесс съёмок небольшого корпоративного клипа – это само по себе очень весёлое и объединяющее мероприятие! В общем, если коротко, корпоративные мероприятия мы проводим весело, дружно и весьма креативно.

А дресс-код у вас введен?

Нет, мы за обычный опрятный внешний вид. Единственно, запрещаем мужчинам летом ходить на работу  в шортах. Помещения организации у нас летом  кондиционируемые, а зимний период отапливаемые. Дресс-код  у нас минимальный. Неважно, джинсы, майка или свитер, – не принципиально, главное опрятно.У нас нет строгого дресс-кода. Но люди, которые не очень понимают, как должен выглядеть сотрудник на работе обычно не проходят собеседование. Негласно – на рабочем месте сотрудник должен выглядеть просто чисто и опрятно, на официальных встречах – настолько официально, насколько этого требуют переговоры.

Есть ли у компании особое отношение к татуировкам, тоннелям, дредам и прочим вещам?

Нет, но при устройстве на работу есть единственная оговорка: внешний вид не должен создавать отторжения в процессе деловых переговоров. А так – нам ничто человеческое не чуждо. Переход за пределы общепринятых норм этики и морали мы, конечно, стараемся не допустить, но наказывать – ни в коем случае. Если что-то выбивается, стараемся в рамках дружеской беседы объяснить, что это, наверное, мало приятно будет всем, но никто не пытается ограничить гражданские права и личные свободы. Назовем это “глубинным взаимоотношением". Вероятно, под «особым отношением» вы подразумеваете полное неприятие…? Это очень зависит от должности сотрудника. В данном случае, отдел по работе с персоналом руководствуется здравым смыслом. Несколько переиначивая известное выражение, скажу так: «Что положено сисадмину, не положено финдиректору». Хотя, конечно, и тут бывают исключения.

Считаете необходимым вводить формальный или неформальный список ценностей или правил в компании? Может, есть список недопустимых нарушений?

Сейчас свод правил и ценностей существует, скорее, ментально. Мы несколько раз подходили к его формализации, но понимали, что ещё не готовы. У нас категорически не приветствуются все те же вещи, которые не одобряются в любой нормальной организации: воровство, ложь, предательство, разглашение коммерческой тайны, все случаи незаконного обогащения. Если сотрудник совершил что-то подобное, мы с таким человеком расстаемся. Как я сказал несколько выше, у нас принято общаться с коллегами вежливо, уважительно, в крайнем случае – предельно корректно.

Корпоративная культура подразумевает определенные принципы, на которых строятся взаимоотношения сотрудников с их непосредственным начальством. В “Тайпите” идет разговор на “ты” или общение идет более формально? Как вы считаете, какая форма наиболее приемлема для корпоративного общения?

Форма общения подбирается в зависимости от конкретного подразделения и взаимной договоренности руководителей и подчиненных. Если кому-то неприемлемо, чтобы его называли по имени, он обратится и попросит называть по имени и отчеству. На производстве, например, больше обращаются по имени и отчеству. Это особенность мировосприятия людей, и это, на мой взгляд, немного более дисциплинирует. Что касается менеджерского состава, то тут общение идет исключительно по взаимной договоренности. Всем должно быть комфортно.

Некоторые крупные компании вводят систему “анонимных сообщений”. Любой человек, работающий в компании, может отправить руководству письмо, с заметкой о беспокоящих его вещах. Существует ли такая практика в вашей компании и как вы считаете, подрывает ли это отношение внутри коллектива?

Нет, такой системы у нас не было и нет. Периодически мы проводим мероприятие «Задай вопрос Генеральному директору». В офисах ставятся непрозрачные коробки, в которые каждый сотрудник может анонимно положить записку с вопросом. Наш Генеральный директор очень бережно относится к своему коллективу и отвечает на абсолютно все вопросы. Это мероприятие очень ценно с точки зрения «замера температуры» внутри коллектива, даёт менеджменту понять, где есть проблемные точки, а персоналу – получить обратную связь по наболевшим вопросам. Более того, через некоторое время выходит интервью, в котором генеральный директор рассказывает о том, что сделано по обозначенным проблемам. И всем хорошо. А «чёрные ящики» с надписью «Стучите сюда» не только показывают неуважение к сотрудникам, но и со временем становятся мусоросборниками. Это я вам говорю из личного 20-летнего опыта работы с персоналом в крупных и более строгих компаниях.

Есть мое личное убеждение, что работник службы персонала находится на грани между работниками и работодателями. Он – регулировщик на дороге с как минимум двухсторонним движением. Он создает иллюзию для работников, что находится на их стороне (при этом в рамках своих полномочий решает их проблемы, фиксирует их запросы и обсуждает их с руководством), и создает уверенность для работодателя, что работает на него. Это не член профсоюза, это представитель администрации. И так будет всегда. Но так как работа по персоналу не подразумевает функций профсоюза, мы часто сталкиваемся с явлением слухов. Они – лакмусовая бумажка. Слухи надо воспринимать как один из косвенных источников информации, показатель того, что что-то происходит. Даже на такую информацию стоит обращать внимание и разбираться во всем досконально.

А как вы мотивируете рабочих вашей компании? Какие есть поощрения? За какие достижения они даются?

Если говорить именно о рабочем персонале, то всё довольно просто. Рабочие материально мотивированы на выполнение плана, повышение производительности труда, повышение эффективности. Последнее выражается в премиях за рацпредложения.

Есть и нематериальные мотивации. Они должны поддерживать желание работать, в компании. Для этого существует ряд других механизмов. Это те же почетные грамоты, благодарственные письма, ценные подарки, корпоративные награды, публикации статей в корпоративных изданиях и интернет ресурсах. Всё это делается для того, чтобы человек почувствовал свою ценность для компании, повысил свою самооценку, ощутил самореализацию и причастность к большому общему делу. Это очень важно.

Так же, очень много зависит от руководителей, от их харизмы, умения вовлечь людей, а руководители у нас очень харизматичные, неординарные люди.

Оставить заявку
Проверь себя!
Пройдите тест на владение теорией продаж, узнайте текущий уровень вашего отдела, подберите инструменты для развития навыков продаж
Пройти тест
Заказать тренинг

Заказать звонок